Занятия


Урок природоведения  на тему "Погода и мы" в 5 классе

Цели урока: Познакомить учащихся с рубрикой «Человек и его здоровье». Выяснить, как влияет погода на организм человека. Научить соблюдать правила, которые предохранят человека от переохлаждения или перегрева тела.

Оборудование: картинки с различными видами одежды.

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.

2. Проверка ЗУ

– Чем отличается погода в разное время года? Какие предположения?

- Одинаковая ли погода на Земном шаре? А климат?

- Что такое климат? Кто-то, может, знает?


- Что же позволяет получить объективные сведения о тепле или холоде?

а) Температура воздуха

б) Ветер

в) Облачность и осадки

3. Объяснение нового материала.

Действие погоды на человека велико и разнообразно. От нее зависит наше самочувствие, настроение, жизненная активность. Почему?

Выражение «одевайся по погоде» известно всем. Но как предугадать резкие перепады температуры воздуха или внезапное выпадение осадков? В этот момент необходимо быстро сменить одежду и обувь. Стало прохладно надеть теплые вещи, жарко – снять лишнее. (рис 21 стр. 29 уч.).
- Начнем с самого простого. Что же такое одежда?
(Дети высказывают свое мнение)
- Одежда – это предметы, которыми покрывают тело человека. По каким признакам, и на какие группы можно разделить одежду?
- По временам года: летняя, зимняя, осенняя, весенняя.
- Правильно, одежда может зависеть от времени года.
Сколько в году времен года?
- Четыре.
- Абсолютно верно. А одежду можно разделить на три группы: летняя, зимняя и демисезонная. Кто догадался, что же обозначает демисезонная одежда? (словарная работа)
- Наверное, для двух сезонов.
- А каких двух сезонов?
- Для осени и весны.
- А почему эти два сезона объединили?
- Погода у этих сезонов схожа.
- Итак, одежду можно разделить по временам года на…
- Зимнюю, летнюю и демисезонную.
 Для организма человека одинокого вреден перегрев и переохлаждение тела. Что бы этого не случилось в теле каждого из нас есть свой термометр. Это маленькие клеточки, находящиеся в коже. Именно они сообщают организму об изменении температуры окружающего воздуха. Стало немного теплее – сердце начинает биться чаще, кровь устремляется к коже. Через нее лишнее для организма тепло передается в окружающий воздух. На если стало прохладнее, весь организм начинает работать на пополнение потерь тепла. В этом случае дополнительная энергия берется при сгорании поступившей в организм  пищи или других ее запасов. Одновременно организм начинает экономить энергию – более редким становится наше дыхание и сердцебиение.
5. Физкульминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.

Сейчас мы с вами немного поиграем. Помогите маленькому Вите правильно подобрать одежу по сезону.
(картинки с одеждой по сезону)

Загадки.

Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
Ответ (Зонт) 

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
Ответ (Ботинки, тапочки)

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
Ответ (Детские ботинки)   

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
Ответ (Галоши, сапоги)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десять братьев двух шуб хватает?
Ответ (Варежки)     


Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой.

Ответ: Валенки


В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.

Ответ: Варежки

По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.

Ответ: Штаны

Черна, а не земля,
пушиста, а не снег,
греет, а не печка.

Ответ: Шуба

Две сестренки,
Две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.

Ответ: Варежки


Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.

Ответ: Панама


Пять пальцев, как у людей,
Но пальцы у нее без ногтей.

Ответ: Перчатка


Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.

Ответ: Сапоги


Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу.

Ответ: Шапка

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек спрячет.

Ответ: Шарф


Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.

Ответ: Шарф


Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка -
Есть у мамы нашей...

Ответ: шляпка





6. Итог.
7. Домашнее задание
С.28-29 читать, ответить на вопросы стр. 29