вторник, 2 декабря 2014 г.

Паразитические плоские черви

Урок биологии в 7 классе «Паразитические плоские черви»

Цель – ознакомление обучающихся с особенностями паразитических плоских червей и меры борьбы с ними; продолжить развитие умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать точность и четкость при ответе, умение наблюдать окружающий мир.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:
1.    Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, отчет дежурного об отсутствующих.  
Число, месяц.
Вопросы на урок:
 - Значение червей, как составной части природы.
- Общее и различное паразитических и непаразитических червей
- Многообразие паразитических червей
-  Влияние среды обитания на разнообразие

2.    Проверка домашнего задания
Заполните технологическую карту
А) Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану
Симметрия:_______________
Длина и форма тела:___________________
Внутреннее строение:_______________________
Системы органов: _____________________________
Способ размножения:_________________________
Среда обитания:_____________________________
Б) Дайте  определение понятий
Двусторонняя симметрия - _____________________
Кожно – мускульный мешок - __________________
Гермафродит - ____________________________



3. Изучение нового материала
А) Актуализация:
 Говорили ли вам когда ни будь взрослые, а возможно знаете  вы сами, что необходимо мыть руки перед едой, или почему так тщательно необходимо мыть продукты питания и хорошо прожаривать и проваривать пищу?
Тема нашего сегодняшнего занятия «Паразитические черви»
Для человека существует серьезная проблема заражения паразитическими  червями. В конце урока мы должны ответить на вопрос: Чем опасно заражение червями и как мы можем это предотвратить.
Б)  Новая тема:
Как мы помним с прошлого урока тип Плоские черви состоит из 6 классов. Из них только реснитчатые не являются паразитами.
(таблица записана на доске)
Тип плоские черви
Классы:
1. Реснитчатые
2. Сосальщики
3. Ленточные черви
4. Цестодообразные
5. Гирокотилиды
6. Аспидогастры

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с 2 яркими представителями паразитических Плоских червей.
Класс сосальщики  - паразитические черви с листовидным телом имеющие присоски.  
Используя параграф 12 заполните следующую таблицу в ваших технологических картах
Характеристика
Печеночный сосальщик
Форма тела

Органы прикрепления

Питание

Размножение


Проверка
Характеристика
Печеночный сосальщик
Форма тела
Листовидное, дл.4см., шир.1,5 см.
Органы прикрепления
Присоски – ротовая и брюшная
Питание
Кровь и клетки печени (рот-глотка-пищевод замкнутый)
Размножение
Половое. Гермафродиты

А теперь вместе с вами рассмотрим как происходит развитие Печеночного сосальщика. (На доске приготовлены 5 картинок прикреплённых магнитами)
Развитие печеночного сосальщика

Взрослый сосальщик (печень животного)
 



Цисты (листья водных растений)                               Яйца (вне организма)
 



Личинка (вода, малый прудовик)

Задание: снять листы с картинками и вызвать учащегося к доске снова собрать цикл развития.

Второй класс паразитических Плоских червей с которыми мы познакомимся на уроке это ленточные черви.

Класс ленточные черви – паразиты имеющие вытянутое, лентовидное тело.  
Бычий цепень (солитер) – состоит из головки с присосками, шейки и членистого тела



Развитие бычьего цепня

Яйца (трава)
 



Взрослый сосальщик (Человек)                                            Личинки (КРС) 
 




Финны (мышцы КРС)

Задание: снять листы с картинками и вызвать учащегося к доске снова собрать цикл развития.


Закрепление: назовите приспособление плоских червей к паразитизму

1) ротовая и брюшная присоска
2) отсутствие ресничек
3) защита тела от пищеварительных соков
4) отсутствие дыхательной системы
5) сложная половая система
6) гермафродиты

В технологической карте
Задача:  Половозрелые особи сосальщика имеют слабо развитые органы чувств. Однако их личинки активно реагируют на световые и химические раздражения, а также на силу земного притяжения. На их переднем конце сконцентрированы чувствительные образования - сенсиллы, имеются глаза. Почему личинки имеют значительно более развитые органы чувств, чем половозрелые особи?
Ответ: Существование личинок во внешней среде требует приспособлений. Глаза помогают им ориентироваться в пространстве. С помощью сенсилл личинки находят в теле хозяина удобное место для внедрения.
Домашнее задание:  параграф 12, у кого фамилия начинается с согласной буквы письменно отвечает на 1 вопрос после параграфа, у кого начинается с гласной отвечает письменно на второй вопрос.  





























Технологическая карта
Ученика (цы) 7 класса ____________
ФИ____________________________
1) Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану
Симметрия:_______________
Длина и форма тела:___________________
Внутреннее строение:_______________________
Системы органов: _____________________________
Способ размножения:_________________________
Среда обитания:_____________________________

2) Дайте  определение понятий
Двусторонняя симметрия - _____________________
Кожно – мускульный мешок - __________________
Гермафродит - ____________________________

3) Заполните таблицу
Характеристика
Печеночный сосальщик
Форма тела

Органы прикрепления

Питание

Размножение


4) Задача:  Половозрелые особи сосальщика имеют слабо развитые органы чувств. Однако их личинки активно реагируют на световые и химические раздражения, а также на силу земного притяжения. На их переднем конце сконцентрированы чувствительные образования - сенсиллы, имеются глаза. Почему личинки имеют значительно более развитые органы чувств, чем половозрелые особи?


Комментариев нет:

Отправить комментарий