Тема:
«Ветер».
Цели
урока:
1.
Продолжить формирование знаний об атмосфере, сформировать знания об одном из
основных явлений в атмосфере – ветре. Познакомить с новыми понятиями «бриз»,
«атмосферное давление», «штиль», «ураган», «тайфун».
2.
Развивать умение внимательно слушать, работать в заданном темпе самостоятельно,
в паре. Использовать при изучении нового материала жизненный опыт и
дополнительные источники информации.
3.
Формировать умения выявлять причинно-следственные связи в природе.
Ход
урока:
1. Обращение
учителя к классу: Отгадайте загадку, о чем в ней говорится?
Мне
вчера сестра сказала:
Воздух
вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки,
села и поля, город, лес, морской прибой…
И
мы с тобой.
Это
что за одеяло, чтоб всю землю укрывало?
Чтоб
его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни
сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает
дождь и свет.
Есть,
а вроде бы и нет.
-
Что же это за одеяло? Что такое атмосфера?
П.
Активизация опорных знаний: «Перестрелка» одного ученика с классом, когда по
очереди задаются вопросы на знание изученного ранее материала.
Ш.
Объяснение нового материала.
Учитель
задает вопрос: О каком атмосферном явлении идет речь?
Хоть
бескрылый, а летает,
Безголосый,
а свистит.
Хоть
безрукий, но бывает,
Груши
с веток обивает,
Сосны
с корнем вырывает,
Так
порою он сердит.
Только
что он был везде –
Миг
и нет его нигде.
Белым-бело
на свете белом,
Льдом
звонким скованы пруды.
В
саду наигрывает ветер,
Как
музыкант на все лады.
-
Что же такое ветер?
Ветер
имеет большое значение в природе и в жизни человека.
Значение
ветра:
1. Ветер
перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной
поверхностью).
2. Очищает
воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от
заводов).
3. Вырабатывает
электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники,
например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).
4. Участвует
в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов
сложенных наносами песка, создает причудливые формы в виде башни или истукана).
5. Переносит
на большое расстояние семена растений.
6. Помогает
движению или затрудняет его (Тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки
А в точку В мы прилетаем, к примеру, за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут.
Ветер бывает попутный и встречный. Люди еще в древности поняли, что лодка и без
весел. Может плавать, был бы ветер. Стали ловить его широкими полотнищами –
парусами, постепенно научились строить корабли-парусники.
7. Велико
эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий,
летний ветерок – одно удовольствие).
ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТРА:
Рассмотрим образование
ветра на примере ветра, называемого бризом. Для этого выполним задание № 2:
составьте схемы образования бризов. Сначала разберем образование ветра днем.
Самостоятельно нарисуйте схему образования ночного бриза. А теперь сформулируем
определение бриза.
БРИЗ – это ветер,
который меняет направление 2 раза в сутки.
Попробуйте
самостоятельно составить логическую цепочку причинно-следственных связей.
Ветер может дуть в
разных направлениях. В зависимости от того, откуда дует ветер различают главные
направления: северное, восточное, южное, западное и промежуточные направления.
Чем больше скорость
ветра, тем больше его сила. Сила ветра измеряется в баллах:
0 штиль – безветренная
погода
3 слабый – колышутся
листья и тонкие ветки
6 сильный – качаются
толстые ветви, гудят провода
9 шторм – ломаются
толстые ветви, повреждаются здания
12 ураган –
опустошительное разрушение
- О каком природном
явлении идет речь?
Сперва
блеск, за блеском треск,
За
треском плеск. (Молния, гром, дождь, гроза)
- Происходит, когда
между мощными дождевыми облаками и землей возникают многократные электрические
разряды – молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают
его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.
Гроза сопровождается,
как правило, сильным ветром. Но максимальной скорости ветры достигают в таких
грозных явлениях природы, как в ураганах и смерчах (торнадо).
1У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Переверните лист и
проверьте, как вы усвоили материал урока.
- Какие новые знания
получили?
- Какие умения
отработали?
Попробуйте оценить свою
работу на уроке:
«5» - я все понял (а),
смогу объяснить этот материал другому.
«4» - я понял (а)
материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
«3» - я понял(а)
материал частично.
«2» - я ничего не
понял(а).
Т Е М
А «ВЕТЕР»
Задание1: Вставьте
пропущенные слова.
1. С высотой температура
воздуха . . . на каждый
километр на . . . градусов.
2. Холодный
воздух . . . теплого.
2. Какая
схема нагрева воздуха является верной? (подчеркни правильный ответ)
А)
солнце - нагревание
воздуха - нагревание земной поверхности
Б)
солнце - нагревание земной
поверхности - нагревание воздуха
4. Море
нагревается . . . и . . . отдает
тепло.
5. Суша
нагревается . . . и . . .
отдает тепло.
ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ И ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНОК: нет ошибок - «5»
1
ошибка - «4»
2
ошибки - «3»
Больше
двух - «2»
ЗАДАНИЕ
2. Составьте схемы образования бризов.
ДЕНЬ НОЧЬ
СУША МОРЕ СУША МОРЕ
ЗАДАНИЕ
3. Составьте логическую цепочку причинно-следственных связей на
основе схем образования бриза.
ПРИЧИНА - ПРОМЕЖУТОЧНАЯ - СЛЕДСТВИЕ
ПРИЧИНА
Атмосферное
давление - это…..
Бриз – это….
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Отгадайте:
1. Крутящийся
столб воздуха.
2. Облака,
с которыми может быть связано выпадение осадков.
3. Многолетний
режим погоды.
4. Сила,
с которой воздух давит на землю и на все, находящиеся на ней предметы.
5. Ветер,
меняющий свое направление 2 раза в сутки.
ЗАДАНИЕ
2. Вставьте пропущенные слова.
1. Бриз дует днем
с . . . на . . . ,
а ночью
с . . . на . . .
2. Ветер дует
из . . . давления
в . . .
Подведение итогов за
урок.
Домашнее задание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий