четверг, 5 марта 2015 г.

5 класс. "Ветер"

Тема: «Ветер».

Цели урока:
1. Продолжить формирование знаний об атмосфере, сформировать знания об одном из основных явлений в атмосфере – ветре. Познакомить с новыми понятиями «бриз», «атмосферное давление», «штиль», «ураган», «тайфун».
2. Развивать умение внимательно слушать, работать в заданном темпе самостоятельно, в паре. Использовать при изучении нового материала жизненный опыт и дополнительные источники информации.
3. Формировать умения выявлять причинно-следственные связи в природе.


Ход урока:
1.     Обращение учителя к классу: Отгадайте загадку, о чем в ней говорится?

Мне вчера сестра сказала:
Воздух вроде одеяла, им окутана Земля,
Реки, села и поля, город, лес, морской прибой…
                                         И мы с тобой.
Это что за одеяло, чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило, да при том не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускает дождь и свет.
Есть, а вроде бы и нет.

- Что же это за одеяло? Что такое атмосфера?

П. Активизация опорных знаний: «Перестрелка» одного ученика с классом, когда по очереди задаются вопросы на знание изученного ранее материала.

Ш. Объяснение нового материала.
Учитель задает вопрос: О каком атмосферном явлении идет речь?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг и нет его нигде.

Белым-бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды.
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант на все лады.

- Что же такое ветер?
Ветер имеет большое значение в природе и в жизни человека.
Значение ветра:
1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).
2.  Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов).
3.  Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).
4. Участвует в формировании рельефа (например, таких как барханов – песчаных холмов сложенных наносами песка, создает причудливые формы в виде башни или истукана).
5.  Переносит на большое расстояние семена растений.
6.  Помогает движению или затрудняет его (Тот, кто летал на самолете, замечал, что из точки А в точку В мы прилетаем, к примеру, за 1 час, а обратно за 1 час 20 минут. Ветер бывает попутный и встречный. Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел. Может плавать, был бы ветер. Стали ловить его широкими полотнищами – парусами, постепенно научились строить корабли-парусники.
7.  Велико эстетическое значение ветра (ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие).

ПРИЧИНЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  ВЕТРА:
Рассмотрим образование ветра на примере ветра, называемого бризом. Для этого выполним задание № 2: составьте схемы образования бризов. Сначала разберем образование ветра днем. Самостоятельно нарисуйте схему образования ночного бриза. А теперь сформулируем определение бриза.
БРИЗ – это ветер, который меняет направление 2 раза в сутки.
Попробуйте самостоятельно составить логическую цепочку причинно-следственных связей.
Ветер может дуть в разных направлениях. В зависимости от того, откуда дует ветер различают главные направления: северное, восточное, южное, западное и промежуточные направления.
Чем больше скорость ветра, тем больше его сила. Сила ветра измеряется в баллах:
0 штиль – безветренная погода
3 слабый – колышутся листья и тонкие ветки
6 сильный – качаются толстые ветви, гудят провода
9 шторм – ломаются толстые ветви, повреждаются здания
12 ураган – опустошительное разрушение

- О каком природном явлении идет речь?
               Сперва блеск, за блеском треск,
               За треском плеск. (Молния, гром, дождь, гроза)

- Происходит, когда между мощными дождевыми облаками и землей возникают многократные электрические разряды – молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.
Гроза сопровождается, как правило, сильным ветром. Но максимальной скорости ветры достигают в таких грозных явлениях природы, как в ураганах и смерчах (торнадо).

1У. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Переверните лист и проверьте, как вы усвоили материал урока.
- Какие новые знания получили?
- Какие умения отработали?

Попробуйте оценить свою работу на уроке:
«5» - я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
«4» - я понял (а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
«3» - я понял(а) материал частично.
«2» - я ничего не понял(а).

Т Е М А    «ВЕТЕР»

Задание1: Вставьте пропущенные слова.
1. С высотой температура воздуха   .  .  .  на каждый километр на  .  .  . градусов.

2. Холодный воздух   .  .   .   теплого.

2.     Какая схема нагрева воздуха является верной? (подчеркни правильный ответ)

А) солнце   -  нагревание воздуха  -  нагревание земной поверхности

Б) солнце  -  нагревание земной поверхности  -  нагревание воздуха

4. Море нагревается   .   .   .   и   .   .   .  отдает тепло.
 5. Суша нагревается  .   .   .  и  .   .   . отдает тепло.

 ПРОВЕРЬТЕ  ДРУГ   У  ДРУГА  ВЫПОЛНЕНИЕ  ЗАДАНИЯ  И  ПОСТАВЬТЕ  ОЦЕНКУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:    нет ошибок    - «5»
                                           1 ошибка        - «4»
                                           2 ошибки        - «3»
                                           Больше двух  - «2»


ЗАДАНИЕ 2.  Составьте схемы образования бризов.

ДЕНЬ                                                                        НОЧЬ


СУША                        МОРЕ                         СУША                       МОРЕ


ЗАДАНИЕ 3.  Составьте логическую цепочку причинно-следственных связей на основе схем образования бриза.

ПРИЧИНА      -       ПРОМЕЖУТОЧНАЯ         -    СЛЕДСТВИЕ
                                  ПРИЧИНА

Атмосферное давление  - это…..

Бриз – это….
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Отгадайте:
1.     Крутящийся столб воздуха.
2.     Облака, с которыми может быть связано выпадение осадков.
3.     Многолетний режим погоды.
4.     Сила, с которой воздух давит на землю и на все, находящиеся на ней предметы.
5.     Ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки.

ЗАДАНИЕ 2.    Вставьте пропущенные слова.
1. Бриз дует днем с   .   .   .    на  .   .   .   , а ночью с   .     .     .   на  .    .    .
2. Ветер дует из    .    .    .   давления в   .    .    .       
Подведение итогов за урок.
Домашнее задание.


Комментариев нет:

Отправить комментарий